История Боспорского Царства

Рыжко Н.А. 2002

Содержание:
·         
Великая греческая колонизация
·          Династия Археанактидов
·          Династия Спартокидов
·          Правление Митридата IV Евпатора
·          Боспорское Царство при Римском господстве
·          Последние страницы…
·          Список использованной литературы

страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Династия Спартокидов

После завершения правления последнего из Археакактидов власть принял Спарток, потомки которого правили Боспором еще 300 лет. Происхождение этого царя неизвестно, хотя высказываются многочисленные предположения. Он, скорее всего, был фракийского происхождения, или же смешанного фракийско-варварского, несомненно, знатного рода и доводился последнему из Археанактидов  зятем. Только так он мог захватить власть в государстве бе переворота. Иначе бы древнегреческие ученые не говорили, что он именно «принял» власть.

Спарток вел политику своих предшественников, не расширяя границ государства. Правда, на какие-либо  действия, в корне меняющие политику государства, у него просто-напросто не хватило бы времени (он правил всего 7 лет). Зато он начал внедрение в Боспорском государстве культа Диониса, что в первую очередь выразилось в имени его сына – Сатира, и Посейдона, от которого вели свою родословную фракийские цари.

После Спартока первоначально правили два его сына – Селевк и Сатир 1. Сколько находился у власти Селевк  и что с ним случилось, точно не известно. Согласно многим данным Сатир правил Боспором дольше всех – с 433/432 до 390/389 года до н.э. Очевидно, взяв власть в руки еще молодым, он сначала остерегался резко менять политику своих предшественников. По свидетельству Стабона, до него боспорские тираны владели небольшой областью возле устья Меотиды (Азовское море), от Пантикапея до Феодосии.

Сатир первым из боспорских правителем начал военные действия по присоединению автономных полисов, которые, возможно, при смене династии вышли из симмахии, если, конечно, вообще в ней состояли. В  первую очередь это коснулось азиатской части Боспора, заселенного эллинами, и Фанагории, в частности, которая, по всей видимости, сдалась только после вооруженного сопротивления. Также Сатир постепенно захватил другие города азиатской части Боспора, а также прекратил существование амфиоктионии.

Подчинив своей власти более слабые в военном отношении города, Сатир принялся за близлежащий к Пантикапею Нимфей.  В этом случае Сатир принял выжидательную стратегию, прежде всего, из-за того, что в Нимфее, входящем в Афинский морской союз, стоял афинский вооруженный отряд.

Овладеть Нимфеем окончательно и, очевидно, без  особого кровопролития помогло случайное стечение обстоятельств. Приблизительно между 410 и 405 годами до н.э. представительАфин в Нимфее Гилон нарушил ведение дел, был вызван в свой родной город и предан суду. Поскольку Афины находились в состоянии развала созданной ими морской державы и потерпели поражение в борьбе со спартанцами и их союзниками, Гилону удалось избежать наказания. Он снова перебрался на Боспор и при помощи того же Афинского гарнизона путем измены передал город Сатиру. Однако захват города не обошелся без военных действий, о чем говорят следы разрушений Нимфея того времени.

Самое интересное, что от Гилона  произошел самый  известный оратор и защитник в судах Демосфен. А благодаря его врагу Эсхину, завидовавшему таланту и популярности оратора, стало известно не только о родителях Демосфена, но и о том, как поступил его дед по материнской линии – Гелон.

Видимо, между Боспором и Афинами после взятия Нимфея установились натянутые отношения. Однако, когда Сатир начал войну с Гераклеей Понтийской – врагом Афин, афиняне в своей политике начали постепенно сближаться с боспорскими правителями. Прежде всего в 394 году до н.э. был заключен договор о взаимной выдаче преступников.

Сатир пытался вернуть в состав своего государства и Феодосию. Однако осада города была  закончена уже после его смерти. А умер царь у ее стен. В то же время была развязана война в Синдике. Дело в том, что меотянка по имени Тиргатао вышла замуж за царя синдов Гекатея, которые по неизвестной причине лишили его власти. Сатир согласился помочь Гекатею восстановиться на престоле, если тот женится на дочери Сатира и убьет Тиргатао. Однако Гекатей ослушался и заточил ее в крепость, откуда она сбежала к своим родственникам. Вступив на своей родине в брак с приемником отца Тиргатао начала военные действия против тиранов и сильно опустошила набегами земли своих противников. Цари начали думать, как утихомирить миотянку, и не придумали ничего лучше, чем послать к ней в заложники младшего сына Сатира – Метродора, и в то же время Сатир подослал к ней двух своих друзей убить ее.  Меч убийцы отскочил от золотого пояса Тиргатао, после чего она убила сына Сатира. И снова  начала войну. Борьбу с меотами завершил только сын Сатира Горгипп, который сам явился к Тиргатао с просьбами и богатейшими дарами.

Согласно Демосфену, Сатир умер у стен осажденной им Феодосии. Вероятно, здесь он узнал о смерти сына, опустошительных набегах, финансовых затруднениях из-за войны, что окончательно сломило его дух и тело.

 

Хотя Сатир и оставил много незавершенных дел: разоренные меотами земли, неоконченную войну с Феодосией, нарастающее недовольство эллинов новой династией – он фактически заложил основы создания Боспорского государства. В него уже входили все земли и города эллинов, кроме Феодосии. Синдская эллинизированная знать тоже подчинялась ему.

После (или за несколько лет до) его смерти между Ахилловым селением и Патреем ему был установлен памятник.

Получив власть на Боспоре после смерти своего отца в 390/389 году до н.э., Левкон также правил очень долго – до 349/348 года до н.э. По всем данным видно, что он не только продолжал экспансионистскую политику своего отца, но и во многом превзошел его.

Несмотря на то, что Левкон получил в наследство во многом экономически подорванное государство, он сумел наилучшим образом и довольно быстро преодолеть все сложности. 

Прежде всего он окончил войну с Феодосией и присоединил все ее земли к Боспору. Но война длилась довольно долго с перерывами в несколько лет.  Поняв, что так просто Феодосию не взять, царь заключил союз со скифами. Он приказал скифским конным лучникам расстреливать своих воинов-гоплитов, если те начнут отступать. Таким образом, войско Левкона победило защитников Феодосии.

Постепенно Левкон присоединил земли ближайших к Боспору варварских племен. В титулатуре Левкона, как их царя, перечислены синды, маиты, тореты, дандарии, псессы. Также он был архонтом Боспора и Феодосии.

Хитростью, чаще коварством и жестокостью, опираясь на союз со скифами, Левкон сумел расправиться со всеми противниками власти Спартакидов и укрепить власть на Боспоре. В итоге, при Левконе территория государства выросла приблизительно до 5 тыс. кв. километров.  После Сиракуз Боспор стал самой большой державой классического времени. Левкон сумел окончательно приспособить полисное устройство государства к надполисной государственной структуре с тираническим режимом.

Левкон в итоге создал могущественное греко-варварское государство на Боспоре. Оно отличалось от всех припонтийских полисов не только размерами и подчинением многих разноэтнических объединений, но и своей политически-правовой структурой. Для нее было характерно своеобразное слияние власти архонта в угоду эллинам, но царя для местного варварского населения. Созданную им державу, из-за четко выраженной авторитарной власти называют территориальной монархией. В своем руководстве страной Левкон опирался на хорошо подобранную и организованную администрацию, наемное войско и храмы различных богов.  Возможно, именно поэтому древние авторы вели отсчет династии от его имени и называли всех последующих царей Левконидами.

 

После Левкона власть перешла в руки его сыновей Спартока второго  и Перисада. Однако Спарток, как и его теска-дед, правил очень немного – всего пять лет. После его смерти власть осталась в руках его брата Перисада.


Главным содержанием политики Перисада было укрепление власти архонта над греческими полисами и царя над подчиненными отцом варварами, к которым он присоединил еще земли досхов и фатеев. Полиэн называет его даже царем Понта, что подчеркивает могущество Боспора в морской торговле.

В общем, он проводил политику миролюбивую, как по отношению в эллинам, так и скифам. Однако это не исключает того, что боспорские цари пытались подчинить себе и скифов, которым они платили дань в виде золотых изделий, найденных на многочисленных царских курганах скифов.

В период правления Перисада Боспорская держава еще больше обогатилась за счет торговли хлебом. Популярность Перисада стала настолько значимой, что незадолго или вскоре после его смерти его стали почитать как бога. Впрочем, очевидно с божеством отождествляли и Сатира первого.

Взаимоотношения с Афинами у Спатокидов были более, чем дружественные. Спартокиды беспошлинно продавали афинянам  до 400 тысяч медимнов (16380 тонн), то есть фактически презентовали им 300 медимнов (540 тонн) зерна.

Говоря об отношениях с Афинами, нельзя не вспомнить Демосфена, внука Гелона, предавшего Нимфей. Этот знаменитый оратор, защищавший в Афинах Спартокидов и боспорских купцов, лично получал от них 41 тонну бесплатного хлеба.

В обмен на хлеб, соленую рыбу, шерсть, кожи или за деньги, полученные от их продажи, Спартокиды получали из Афин драгоценные ювелирные изделия, одежду, оружие, высокохудожественные расписные сосуды, множество столовой посуды, мрамор и скульптуру, вино и оливковое масло, ткани и др.  В позднеклассическое время Боспор торговал и с лругими греческими центрами – Гераклеей, Хиосом, Фасосом, Паросом, Пепаретом, Аркадией, Фасисом в Колхиде, но ни один из этих центров не пользовался такими льготами, как Афины. 

Левкону и его сыновьям в Афинах были предоставлены все гражданские права, здесь хранились их деньги. Вполне вероятно, что сыновья Левкона получили образование в Афинах, или хотя бы побывали в этом городе.

 

Что касается культуры, то и она развивалась в соответствии с развитием государства. В период правления первых Спартокидов изменились не только государственные границы, но и внешний облик  городов. Во многом обогатилось и духовное мировоззрение граждан, имевших возможность получать начальное образование не только в открывшихся школах и гимназиях в крупных городах Боспора, но и высшее в Афинах. Понятие образования считалось идеалом греческой культуры. Большое внимание уделялось ораторскому искусству и философии, праву, математике, истории, медицине. Каждый грек в государстве должен был уметь читать и считать.

В Пантикапее сосредотачивались основные интеллектуальные силы. Он становится городом – столицей всего царства.  Происходило постоянное расширение городской застройки в связи с ростом населения. Появилось много колодцев, водостоков, в том числе и канализационных. Склоны горы Митридад в Пантикапее террасировались и застраивались. В ее центре был сооружен царский дворец и храм почитаемых царской семьей богов. Недалеко располагался театр и другие общественные сооружения. Здесь же находился древний монументальный храм Аполлна. Этот величественный ансамбль, хорошо просматривавшийся со всех стором, был окружен мощной оборонительной стеной с башнями Он составлял культурную доминанту Пантикапея.

Жилые дома становятся более просторными и оформляются на афинский лад. Стены штукатурят и красят в различные цвета, нередко расписывают. Многие жители приобретали керамические жаровни афинского производства для обогрева и приготовления пищи. В каждом доме жилые помещения освещались керамическими светильниками, большинство из которых также составляло афинский импорт.

Дома богатых жителей строились с колоннадой портиков в дорическом, ионическом или аттическом ордерном стиле.

Во многих домах Пантикапея и других крупных городов в классическое время обязательно в домах устраивались андроны – комнату, в которой хозяин отдыхал, устраивал симпосии для своих друзей и гостей. Здесь же полы нередко покрывали мозаикой Да и вообще комната оформлялась богато, в ней выставлялись самые ценные предметы дома.

Женщины обитали в другой половине дома – гинекее, занимались хозяйством и воспитывали детей.

В основном, как и впредшествующее время, пища была скромной, но разнообразной: пшеничные и ячменные лепешки, каши, рыба (свежая, соленая, вяленая, сушеная. Маринованая), овощи, фрукты, мясо, приправы и, естественно, разбавленное водой вино. Употреблялось не только привозное, но и местное.

На раскопах найдено огромное число изображений трапез. Чаще всего мужчина, полулежа на ложе с подушками и покрывалами, держит в руке чашу для питья вина. Рядом в кресле в парадном драпированном костюме сидит жена, поставив ноги на маленький стульчик. На столе лежат хлебные лепешки, несколько сосудов с пищей. Рядом стоит большой кратер* или гидрия*, из которых мальчик-прислужник черпает вино киафом* с длинной ручкой.

В это же время окончательно оформился мужской боспорский костюм. Он состоял из плотно облегавших тело штанов, заправленных в мягкие сапоги, куртки и плаща, застегнутого фибулой* на правом плече, переброшенном через левое плечо и спускающемся в виде треугольника на груди.

Костюм женщины изменился меньше. Возможно, они чаще носили гиматий, покрывающий и голову. Появилось значительно больше украшений: бусы, серьги, перстни, кольца, ленты, заколки для волос и даже шейные гривны из драгоценных металлов.

По всей видимости при царях Левконе, Перисаде и Евмеле велись исторические хроники. Во всяком случае подробные описания отдельных моментов их правления, особенно, рассказы о борьбе за власть сыновей Перисада были оставлены неизвестным по имени историком из Пантикапея.

В Пантикапее также сосредоточились разнообразные художественные и ремесленные мастерские. В это город свозилось огромное количество импортных произведений искусства, да и в самом Пантикапее производились не менее примечательные вещи. Это выделяло этот город как столицу государства и главную резиденцию его правителей во всем Причерноморье.

Далее>>>                  


* кратер – древнегреческий сосуд для смешивания вина и воды

* гидрия – древнегреческий сосуд для воды

* киаф -

* фибула – древнегреческая своеобразная булавка для закалывания плаща или другой одежды

 

Hosted by uCoz