История Боспорского Царства Рыжко Н.А. 2002 Содержание: Откуда
же скифы появились на территории
Боспора? На
этот вопрос «отец истории» Геродот дает
несколько ответов. По
двум легендам, которые описал в своей «Истории»
Геродот, скифы вели свою родословную в
одном случае от Зевса, а во втором
- от Геракла. Легенды чрезвычайно
похожи. Одна
из них гласит, что у Таргитая – первого
жителя этой местности, сына Зевса и
дочери реки Борисфена – было три сына:
Липоксаикс, Арпоксаикс и Колаксаикс. В
их царствование на скифскую землю упали
золотые предметы: плуг, ярмо, секира и
чаша. Эти предметы смог взять в руки
только младший брат, и старшие
согласились отдать царство младшему. От
Липоксаикса произошло скифское племя
авхатов, от среднего брата – племя
катиаров и траспиев, а от младшего –
царя – племя паралатов. Все племена
вместе назывались сколотами,
т.е. царскими. Эллины же звали их скифами.
Кочевнический образ жизни в легенде
объясняется тем, что тому человеку,
который заснет под открытым небом со
священным золотом, а по легенде жить
таковому оставалось не больше года,
скифы давали столько земли, сколько он
сможет за день объехать на коне. Эта
легенда, скорее всего, взята из эпоса
скифов, но с небольшими греческими
переделками тех мест, которые они не
могли понять. Вторая
легенда – видимо, еще более
трансформированная -
говорит об основании скифского рода
Гераклом. В
зимнюю стужу Геракл на колеснице прибыл
в Скифию, тогда еще никем не заселенную.
Утомленный герой заснул, завернувшись в
львиную шкуру, с которой не расставался
после расправы над Немейским львом.
Проснувшись, он увидел, что таинственным
образом исчезли его кони. После долгих
поисков Геракл пришел в Гилею и там в
пещере нашел удивительную женщину,
туловище которой заканчивалось змеиным
хвостом. Кони оказались у нее, но
змееногая дева соглашалась отдать их
лишь после того, как у нее от Геракла
родятся дети. Так появились на свет три
брата: Агафирс, Гелон и Скиф. Возвращая
коней и отпуская Геракла на родину,
змееногая богиня спросила, что делать с
сыновьями, когда они станут взрослыми:
идти к отцу или оставаться на родине.
Геракл велел устроить испытание,
победителю стать властителем страны, а
другим ее покинуть. Для
испытания следовало натянуть лук,
оставленный Гераклом, и надеть его на
боевой пояс, на котором висела золотая
чаша. Это сумел сделать лишь младший сын
Скиф, от которого, как говориться в мифе,
ведут свою родословную скифские цари.
Старшие братья ушли в соседние земли, и
от них произошли племена агафирсов,
живших к западу от скифов, и гелонов,
обитавших к востоку от них. Эти
легенды обосновывали право эллинов на
владение землями в тех местах, куда они
выводили колонии. Например, дельфийский
оракул поддержал предложение основать
колонию на Сицилии, так как, по преданию,
Геракл владел там Эрикинской областью, и
поэтому греки, его потомки, по праву
могли занять эти земли. Третья
же версия Геродота, самая
правдоподобная по его же словам, говорит
о том, что скифы
продвинулись сюда с востока, вытеснив
киммерийцев, сведений о которых в наши
дни чрезвычайно мало. По преданию, с
приближением скифов киммерийцы стали
решать, что им делать перед лицом
многочисленного вражеского войска. На
совете мнения разделились. Народ был за
отступление, цари же считали
необходимым защищать родную землю. В
итоге киммерийцы разделились на две
группы и начали междоусобную войну. Всех
павших в братоубийственной войне народ
похоронил «на реке Тираса (могилу царей
там можно видеть еще и поныне)» (Геродот
«История», Книга четвертая Мельпомена,
11). По словам Геродота, оставшиеся в
живых киммерийцы ушли со своих земель и
заняли территорию близ мест, где позже
будет основан греческий город Синопа.
Скифы же пришли и завладели безлюдной
страной. Геродот даже описывает
переселения народов. Ссылаясь на
Аристея, он говорит, что жившие севернее
скифов народы сместили их на юго-запад.
Так, аримаспы изгнали исседонов из их
страны, исседоны вытеснили скифов, а
скифы в свою очередь киммерийцев. Эта
версия звучит на самом деле
правдоподобнее остальных, хотя, как я
уже говорила, никаких сведений о
киммерийцах до наших дней не дошло,
кроме этих упоминаний у Геродота. Скорее
всего, эллины могли узнать о киммерийцах
от них самих, ведь те могли вторгаться на
Хору6
Милета. Или же могли пересечься с ними во
время разведывательных экспедиций
эллинов вдоль берегов Понта. О том, что
киммерийская область сопоставлялась
тогда с Боспором, говорит топонимика. В
память об этом народе переселившиеся
сюда греки называли Керченский
полуостров - Боспором Киммерийским,
Керченский пролив – Киммерийским,
переправы через него – Киммерийскими,
стены – Киммерийскими. Два своих
поселения, расположенных по обе стороны
от пролива, греки именовали Киммерик и
Киммерий. Тем
не менее, я бы хотела более подробно
рассказать именно о Боспорском царстве,
ведь наши раскопки ведутся на земелях
этой древней страны. Пантикапей – первое поселение на
Боспоре, ставшее впоследствии столицей
Боспорского Царства. Первое
место для поселения на Боспоре греки
избрали в центре самой плодородной
равнины на территории современного
города Керчь. «Пантикапей, - отмечал
впоследствии знаменитый греческий
географ Страбон, - представляет собой
холм, со всех сторон заселенный,
окружностью в 20 стадий6,
с восточной стороны от него находятся
гавань и доки приблизительно на 30
кораблей, есть также акрополь; основан
он Милетянами.» Эти данный очень важны,
поскольку содержат реальные сведения о
Пантикапее. Относительно
основания Пантикапея была сложена
легенда, возможно, самими жителями с
целью связать свое прошлое с
героическим веком истории Эллады. Так,
писатель Стефан Византийский из какого-то
более раннего сочинения почерпнул
рассказ о том, что основателем
Пантикапея был сын Аэта7,
брат волшебницы Медеи8,
и земля для его основания была передана
грекам неким скифским царем Агастом.
Ясно, что это легенда, поскольку во
времена аргонавтов никаких скифов здесь
еще и в помине не было. Пантикапейцы
могли создать эту легенду в то время,
когда скифы начали притязать на занятые
эллинами земли, чтобы таким образом
узаконить свои права. Страбон,
наоборот, считал, что греки прогнали
скифов, подобно тому, как те прогнали
киммерийцев. Однако археологические
изыскания показывают, что в 590-570 года до
н.э., когда здесь впервые появились греки
и основали свой город, какого-либо
оседлого населения на месте Пантикапея
не было. Пантикапей
– единственное в Северном
Причерноморье поселение, древнейшее
ядро которого находилось на
значительном природном возвышении.
Отсюда открывался прекрасный вид на
окружающие земли и море.
Самая удобная в Керченском проливе
бухта стала служить его гаванью. В
округе находились запасы металлов и
питьевой воды. Уже
с раннего времени Пантикапей стали
называть метрополией всех милетских
городов Боспора, как впоследствии
отмечал Страбон. Как первая колония,
Пантикапей способствовал расселению
других партий колонистов, помогал их
устройству на новом месте. Довольно
быстро город стал преображаться из
временного сельского поселения в
настоящий город. В последней трети VI
века до н.э. на верхнем плато холма был
выделен центральный теменос7,
на котором сооружались ордерные
постройки. На горе Митидат открыты также
позднеархаические монументальные
общественные сооружения, в том числе и
здание редкой планировки – толос9,
в котором находился пританей8.
В это же время появляются богатые жилые
дома и мощеные улицы. Таким образом,
Пантикапей раньше других
поселений Боспора стал городом, а
следовательно и полисом. С самого начала
этот город был как бы запрограммирован
стать столицей нового государства. Другие
полисы и поселения на территории
Боспорского Царства тоже являлись
несомненной частью нового государства…
Помимо
Пантикапея на Боспоре в VI веке до н.э.
были основаны и другие поселения.
Наиболее значительными
являются – Нимфей и Феодосия.
Примечательно, что некоторые поселения
группировались на небольших
расстояниях от Пантикапея. Ближе всех
находился Мирмекий. Тиритака
располагалась на высоком плато у моря в
11 км от Пантикапея. Нимфей был основан в
17 км от него, тоже на плато, близ мыса
Карабурун. Позже возникшие Феодосия,
Китей и Киммерик были наиболее удалены
от будущей столицы. На
Таманском полуострове, среди массы
других поселений, вскоре выделились
Фанагория, Гермонасса и Кепы. Из
письменных источников известно, что
основателями Фанагории были теосцы, а
Гермонассы – милитенцы или ионийцы. О
развитии политических структур и
характере превращения этих поселений в
полисы в архаическое время можно
сказать очень мало. Самыми сильными и
известными после Пантикапея были
Феодосия, Нимфей, Фанагория. Дольше всех
они сохраняли свою полную автономию и в
экономическом развитии достигли
больших успехов. Например, Феодосия достигла своего экономического подъема, благодаря равнинной плодородной земле в округе, которая являлась его основной базой.
|