История Боспорского Царства Рыжко Н.А. 2002 Содержание:
В
отличие от других регионов милетско-понтийской
колонизации на Боспоре сосредоточилось
самое большое количество переселенцев.
Возможно, что после гибели Милета,
именно сюда переселилась значительная
часть его Хоры. Итак,
в чем же состоял быт греков на Боспоре? Большинство
поселений располагалось в удобных для
обороны местах на морском побережье.
Видимо, это было связано со спецификой
взаимоотношений с кочевниками, уже
контролировавшими Восточный Крым.
Однако нельзя исключать и природную
тягу греков селиться близ водных
пространств. Разумеется,
что греки, прибыв на новые земли,
расположенные к тому же за тысячи
километров от родных мест, вынуждены
были сами обеспечивать себя всем
необходимым для проживания. Очевидно,
первопоселенцы также ставили перед
собой задачу накопления излишков
продукции, которая помогла бы освоиться
здесь прибывающим партиям населения. Греки
всегда были первоклассными
земледельцами, скотоводами, садоводами,
рыболовами, занимались различными
промыслами. Все эти занятия были
перенесены ими на новое местожительство.
Они сеяли здесь пшеницу, ячмень, просо,
рожь, чечевицу, вику, зернобобовые
культуры, семена которых привезли с
собой. Наряду
с зерновым хозяйством, скотоводство
занимало одно из важнейших мест в
экономике боспорских поселений.
Предпочтение, как видно из раскопок
архаических жилищно-хозяйственных
комплексов, отдавалось разведению
мелкого рогатого скота и птицы. Но
важную роль играл крупный рогатый скот,
а также лошади. Кроме продуктов питания
греки получали от этого вида хозяйства
кожу, шерсть, тягловую силу для
обработки земли, для переездов и
военного дела. Практически
на каждом архаическом жилище археологи
находят кости разнообразных рыб,
грузила и крючки для рыболовной ловли.
Приучившись на своей родине постоянно
употреблять в пищу рыбу, греки,
естественно, в первую очередь и на
черноморском побережье занимались
своим любимым промыслом. Тем более, что,
судя по высказываниям античных авторов,
эти места славились рыбными богатствами. Следует
думать, что немаловажное значение на
первых порах жизни греков на Боспоре
имела охота на диких животных и птиц. Данных
о развитии ремесла в ранних боспорских
центрах очень мало и оно исследовано
неравномерно. Следы
металлообрабатывающего производства
зафиксированы в Пантикапее и Торике. Там
были обнаружены остатки бронзолитейных
мастерских VI
– начала V
веков до н.э. Судя по археологическим
находкам, в таких мастерских
изготовлялось оружие, что, вероятно,
косвенно свидетельствует об усилении
варварской угрозы. В конце VI века в
Пантикапее было организовано
производство торевтики10.
Бронзолитейные мастерские
существовали также в Фанагории. В
боспорских металлургических мастерских
железо сыродутным
способом получали из местной керченской
руды, которая предварительно
брикетировалась, т.е. прессовалась
с добавлением к руде связывающих
масс. Таким образом, на Керченском
полуострове с очень раннего времени
руда добывалась, вероятно, открытым
способом и какая-то часть населения была
связана с ее добычей. Наличие
в целом ряде боспорских центров
гончарных печей в VI
– V веках до
н.э. свидетельствует
о том, что уже в это время по привозным
образцам было налажено производство керамики, которая
широко использовалась греческим
населением в быту. Здесь же нередко
изготовлялись терракотовые статуэтки
богов. В
колониях была развита торговля. Во все города шел
интенсивный ввоз продуктов в амфорах (вино
и оливковое масло) из Хиоса, Самоса,
Клазомен, и других центров в обмен на
продукты и товары, производившие на
Боспоре (например, кожи и шкуры). Также
шла интенсивная торговля с варварскими
племенами, в основном с
синдами и меотами. На
основании имеющихся данных об
экономическом развитии Боспора того
времени можно заключить, что основную
массу населения боспорских городов
составляли греки-колонисты, которые
являлись членами гражданских общин.
Население боспорских городов состояло
из первопоселенцев и вторичных
колонистов (эпойков). Последние здесь,
как и в других районах греческой
колонизации, не обладали всей полнотой
прав. Вообще
боспоркие города, по сравнению со
средиземноморскими, в частности,
Милетом и Афинами, были значительно
меньше и беднее,
тем более в период своего формирования.
По многим данным они никогда не
достигали по архитектурному убранству и
градостроительству уровня крупных
городов Древней Греции. И все же здешние
жители стремились сразу показать, что
они следуют общегреческим традициям,
как в религии, так и в устройстве городов. На
боспорской земле в окружении варварских
племен постепенно вырастали города.
Каких ни по архитектуре, ни по
благоустройству гаваней и улиц, ни по
строительству жилых, хотя еще и
небольших домов, она еще никогда не
знала. Эллины принесли сюда совершенно
иное представление о жизни и культуре,
религии и быте. Они
отличались от местных жителей не только
внешностью, но и одеждой. Гиматий *и
хитон*
из разных тканей в зависимости от
времени года являлись традиционной
одеждой мужчин и женщин. Женская одежда
была длиннее, пестрее и разноцветнее,
покрывалась орнаментом, дополнялась
различными украшениями. На ноги
надевали сандалии на деревянной подошве,
ботинки и сапожки из кожи. Но более
холодный климат на Боспоре, чем в Ионии,
заставил греков все-таки особенно в
осенне-зимний период заимствовать такие
виды костюма, которые носили синды,
скифы, меоты: штаны, шаровары, куртки,
высокие сапоги, меховые шапки. В
быту, религиозных празднествах и
погребальном обряде с самого
раннего времени на Боспоре применялась
привозная расписная посуда.
Керамический импорт поступал в основном
из Милета, Родоса, Хиоса, Самоса,
Клазомен, Афин. Богатые горожане также
приобретали посуду из драгоценных
металлов и бронзы. Довольно
быстро боспорские греки наладили свой
быт. Наряду со столовой, привозилась на
Боспор и кухонная посуда. Люди менее
зажиточные пользовались местной лепной
посудой, более пригодной для
приготовления пищи на открытых очагах.
Они употребляли в пищу хлеб, каши из
пшена и ячменя, варили горох, бобы,
чечевицу, мясо животных, рыбу и мидии,
овощи, фрукты, мед, молочные продукты и
др. Как я уже упоминала, вино и оливковое
масло привозились из разных городов.
Предпочтение отдавалось хиосскому вину
и афинскому оливковому маслу. Торговые
связи способствовали знакомству греков
со многими памятниками искусства. Кроме
архитектуры и вазописи на Боспоре
хорошо знали фигурную и рельефную
скульптуру. А в Пантикапей, Нимфей,
Фанагорию, Кепы привозилось много
терракотовых статуэток, в основном
земледельческих божеств Деметры*
и ее дочери Коры*.
Они украшали жилища, приносились в виде
даров в святилища и клались в погребения.
Судя по множеству находок сидящей в
иерархической позе Деметры на троне,
ясно, что ее культ занимал в среде
земледельцев доминирующее место. В
полисной религии главная роль
принадлежала Аполлону Иетросу*
– покровителю всепонтийской
колонизации. Он выступал здесь, особенно
в Пантикапее, как защитник и патрон
новообразованного полиса. Одновременно
на Боспоре почитались и другие божества:
Зевс*,
Гермес*,
Дионис*,
Афина*,
Артемида*,
а также малоазийская Мать богов Кибела*.
Для большинства из них были выделены
отдельные участки
земли под святилища. В раннее время на
них чаще всего стояли алтари для
возлияний и жертвоприношений, небольшие
деревянные столы для даров. В отдельных,
чем-либо примечательных местностях
устраивались загородные святилища, в
частности Афродиты Урании на мысу близ
Фанагории. Возможно, что там находилась
пещера, о которой была сочинена легенда.
По легенде Афродита заманивала в эту
пещеру по одному гиганту, которых там
убивал Геракл. Многие
боспорцы устраивали небольшие
святилища в своих жилищах. Традиционно
даже очаг считался священным местом,
принадлежащим покровительнице семьи –
Гестии*.
Самое яркое отражение этот культ нашел в
VI веке до н.э. в
одном жилище Тиритаки. Возле очага
внезапно разрушенного дома так и
остались стоять терракотовые статуэтки
Деметры и Коры, глиняный алтарик для
возлияний вином Гестии этим богиням,
чернолаковые чаши, из которых они
производились. Следует
отметить, что для даров божествам не
только привозились разнообразные
предметы изобразительного и
прикладного искусства, но и возникали
специальные мастерские для их
изготовления. В общем, такое отношение к
религии способствовало более широкому
развитию торговли и местного ремесла,
давало возможность увидеть новые
художественные образы почитаемых
божеств.
*Гипанис – река, современное название – Кубань. * Гиматий * Хитон – нижняя одежда древних греков - льняная или шерстяная рубаха, чаще без рукавов, подпоясывалась с напуском * Деметра – богиня земледелия в древнегреческой мифологии * Кора – богиня плодородия и царства мертвых в греческой мифологии * Аполлон Иетрос – бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Аполлон Иетрос – покровитель припонтийских колоний. * Зевс – верховный бог на греческом Олимпе. Бог-громовержец * Гермес – вестник богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли в древнегреческой мифологии. * Дионис – бог виноградарства и виноделия в греческой мифологии. * Афина – богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел в греческой мифологии * Кибела – фрагийская богиня, почитавшаяся в Малой Азии, Греции, всей Рисмкой империи. В ее честь жрецами устраивались мистерии с обрядами, в т.ч. самоистязания, омовения кровью жертв, самооскопление * Гестия – богиня домашнего очага в древнегреческой мифологии
|